Уроки доброты каждый день - 9 января 2013 года PDF Печать E-mail

Почетный гость:

Суворов Александр Васильевич

- российский психолог, педагог, поэт.

Автор работ по психологии, педагогике, философии психологии. Доктор психологических наук.

9 ЯНВАРЯ педагоги и воспитанники Центра пришли на Урок Доброты. Такой встречи с интересным человеком в "Славянке" еще не было. На мягкой сухой ладони собеседника надо пальцем писать каждое слово - букву за буквой. Надо стараться выводить письмена однообразно, чтобы человек понял вопрос, поэтому очень редко удается взглянуть ему в лицо. Одинаково чертить буквы не получается, и оттого, а также из-за отсутствия нормального визуального контакта можно путаться. Однако вопреки ожиданию, собеседник понимает практически с полуслова, лишь иногда переспрашивает своим громким, низким и каким-то механическим голосом.

Это один из способов общения с внешним миром доктора психологических наук, профессора кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования, почетного международного доктора гуманитарных наук, кавалера золотой медали имени Льва Толстого, рыцаря Детского ордена милосердия Александра Суворова. Второй способ - чтение электронной почты и компьютерных файлов с помощью специального дисплея, преобразующего электрические сигналы в бегущую объемную строку знаков азбуки Брайля. Общаться иначе с ним можно только через переводчика, владеющего специальной дактильной азбукой (в отличие от языка зрячих глухонемых, это "язык прикосновений").Сначала помощь нам оказывала замечательная женщина-сопровождающая. Но затем сам Александр Васильевич предложил научиться "этому языку" самим ребятам. Оказалось,что это непросто,но захватывает,особенно, когда понимаешь,что это настоящее чудо - "говорить руками".

Мы беседуем с Александром Суворовым в нашем Центре, и он рассказывает:

- Я ослеп в трехлетнем возрасте, а оглох - в девятилетнем. Место нормальных зрительно-слуховых ощущений занял внутренний мир. И потому с детства творчество стало смыслом моей жизни.

Сначала, конечно, это была игра-фантазирование; затем - первые опыты стихосложения, публицистика и, наконец, наука.

...Он родился 3 июня 1953 в городе Фрунзе (ныне Бишкек), в те годы - столице Киргизской ССР. Рос в простой, совсем не интеллигентской семье. На четвертом году жизни ребенок вдруг потерял зрение - почти до полной слепоты, сохранилось лишь видение света без возможности разбирать контуры. Поэтому в 1960 году Суворов поступил во фрунзенскую школу слепых.

Увлекался музыкой, учился играть на баяне. Но напасти не закончились. В 1962 году девятилетний Саша стал терять слух, который сохранился примерно на том же уровне, что и зрение. До сих пор Александр Васильевич любит музыку. Только чтобы услышать ее, приходится включать звук магнитолы на максимальную громкость и плотно привязывать к ушам мощные динамики. Суворов уверяет, что до сих пор причины его внезапной слепоглухоты врачам неизвестны... Установили ее сами родители Александра.

В сентябре 1964 года Александра привезли в Загорск, в детский дом для слепоглухонемых детей. Другого учебного заведения для таких инвалидов в СССР тогда не было, да и сейчас сергиево-посадский интернат один на всю Россию. Несмотря на все увещевания и утешения, одиннадцатилетний мальчик очень тяжело переживал разлуку с родным домом.

В феврале 1971 года Суворов вместе с тремя другими воспитанниками детдома был переведен в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. Эксперимент, задачей которого было доказать возможность полной социальной адаптации слепоглухих (возможность их обучения в вузах, способность к научной работе), стал возможен благодаря энтузиазму группы ученых.

Из всех питомцев Загорского интерната, отобранных для участия в эксперименте, один Суворов добился признания "здоровых" коллег, сумел вырваться из замкнутого мирка инвалидов, работать не только для них, - хотя, конечно, немалая часть его методик и сочинений посвящена дефектологии.

В 1977 году Суворов окончил факультет психологии МГУ и стал младшим научным сотрудником НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне - Психологический институт Российской академии образования).

Суворов выбрал себе специальность на стыке философии, психологии и педагогики - педагогическую антропологию. Это наука о тайнах человеческой природы: о природе лидерства, тирании, агрессивности, о природе человеческой низости и подвига. В мае 1994 года он защитил кандидатскую диссертацию на тему "Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты". А через два года стал доктором психологии. Его докторская диссертация называлась "Человечность как фактор саморазвития личности".

Ребят очень интересовал вопрос о возможности писать такие объёмные работы,каким способом можно это сделать?

Еще в Загорском интернате для слепоглухонемых Суворов освоил "зрячую" машинопись. Он мог самостоятельно перепечатывать свои брайлевские, то есть написанные рельефно-точечным шрифтом слепых, рукописи "по-зрячему".Между тем в ходе работы над кандидатской диссертацией надо было создавать десятки вариантов одного и того же текста. Подлинная "творческая революция", как сам Суворов называет эту перемену, наступила в его деятельности лишь в конце января 1995 года. Тогда в Республиканском центре компьютерных технологий Всероссийского общества слепых он освоил компьютер со специальной приставкой, что сделало возможным защиту докторской диссертации меньше чем через два года после защиты кандидатской.

По просьбе ребят ученый прерывает свой рассказ, чтобы продемонстрировать свою технику в действии. Суворов кладет руки на тактильный дисплей - только так он может "видеть" написанное. Профессор очень быстро читает чье-то письмо, - его пальцы буквально летают вдоль черной строки, где из выступающих и с шумом опадающих пластиковых шипов возникают объемные символы. Набранное на обычной клавиатуре самим Суворовым автоматически конвертируется в файлы вида "только текст". К системному блоку подключен и самый обычный монитор - для удобства зрячих техников, которым приходится обслуживать компьютер. Когда Суворов работает, экран четко разделен на две части. В верхней - фрагмент обычного интерфейса программы Lexicon. А внизу видна бегущая по абсолютно черному полю строка разноцветных символов, отдаленно похожих на буквы. Это то, что чувствует на своем дисплее Суворов.

Ребята спросили Александра Васильевича, почему его называют "детская вешалка"?

Он улыбнулся своей широкой улыбкой и сказал, что так прозвали Суворова сами малыши - за любовь к детям. Взаимную. Работать с ребятами он начал еще в 1981 году. Первой экспериментальной площадкой для суворовских педагогических методик стал родной Загорский интернат. В июле 1987 года Александр Васильевич впервые в жизни побывал в обычном пионерском лагере "Салют" в Лужском районе Ленинградской области. "Ездил с целью проверить возможности адаптации слепоглухого педагога среди зрячеслышащих ребят. Адаптация прошла настолько успешно, что его пригласили в этот лагерь на следующий год, уже с загорскими ребятами". С тех пор содержанием работы Суворова стала организация общения детей-инвалидов (первоначально слепоглухих) со здоровыми детьми. Уже в июне 1994 года он стал преподавать в школах актива Детского ордена милосердия (в Свердловской области и Подмосковье). Эти школы по названию книги профессора стали называться "Школами взаимной человечности" . А в январе 1995 года комитет "Дети России" наградил Суворова медалью "Орден милосердия" - как одного из победителей всероссийского конкурса "Добрая дюжина".

Прошло уже много времени,а вопросы у ребят всё не заканчивались,скорее наоборот,появлялись и появлялись..

Спасибо таким людям, спасибо таким встречам! Они помогают задуматься о том, как всесилен может быть человек, если он хочет быть полезным,если хочет оправдать своё назначение на Земле.

 

ЛИЧНЫЙ САЙТ А. В. СУВОРОВА: WWW. AVSUVOROV.RU

 

АЛЕКСАНДРУ ВАСИЛЬЕВИЧУ ВСЕГДА МОЖНО НАПИСАТЬ

на эл. адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Материал подготовила педагог Центра - Егорова Е.В.